19 октября 2012 года завершился Всероссийский интернет-опрос учителей – масштабный проект, организованный крупнейшим образовательным проектом России Дневник.ру при поддержке проекта Группы РИА Новости «Социальный навигатор» и всероссийского открытого сетевого образовательного сообщества учителей Pedsovet.ORG. Принять участие во Всероссийском опросе смог любой учитель, который использует в своей работе Интернет.
Аналитическая статья по итогам опроса раскрывает объективную картину мнений прогрессивного педагогического состава страны.
Ольга Анисимова, редактор Pedsovet.org, – всероссийского открытого сетевого образовательного сообщества учителей, – комментирует интернет-опрос в Дневник.ру:
«Опрос включает в себя темы не только определяющие работу учителя, как таковую, но и вопросы острые, «открытые», для которых пока не найдено оптимального решения. Мы полностью поддерживаем акцию и считаем, что она поможет наметить пути решения самых злободневных проблем. Рекомендуем каждому учителю, который выступает за инновационные преобразования в системе российского образования, высказать свою точку зрения и принять участие в опросе».
19 октября 2012 года завершился Всероссийский интернет-опрос учителей – масштабный проект, организованный крупнейшим образовательным проектом России Дневник.ру при поддержке проекта Группы РИА Новости «Социальный навигатор».
Принять участие во Всероссийском опросе смог любой учитель, который использует в своей работе Интернет. Всего опрос прошли 2298 человек, из которых наиболее пожилому участнику – 76 лет, а самому молодому – 22 года. Аудиторию опроса составили: женщины – 2004 чел. (87%) и мужчины – 294 чел. (13%); участники, зарегистрированные в образовательной сети, составили подавляющее большинство респондентов – 70%.
Вопросы анкеты включали самые острые темы современного российского образования: мотивация учителей, новый ФГОС для старшей школы, безопасность детей в сети Интернет, школьный электронный документооборот.
Наиболее активными оказались участники в возрасте от 35 до 59 лет из Астраханской области, р. Башкортостан, Воронежской области, Забайкальского края, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Омской области, Тамбовской области, республики Северная Осетия-Алания, Хабаровского края.
В ходе опроса организаторы предложили участникам возможность выбирать сразу несколько вариантов ответа. Все вопросы анкеты были поделены на четыре тематических блока: «Мотивация», «ФГОС», «Безопасность детей в сети» и «Электронный документооборот».
Мотивация
На современном этапе развития российской системы образования одним из наиболее явных ее механизмов является Приоритетный национальный проект «Образование», утвержденный Президентом РФ в 2005 году, а ориентиром – новые профессиональные стандарты для учителей, которые будут введены с 2013 года.
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов пояснил, что программа модернизации региональных систем общего образования подразумевает обязательную аттестацию учителей «не реже раза в год». По словам министра, все педагоги начальной и общей школы пройдут обязательное повышение квалификации, целью которого, в том числе, станет получение навыков «владения информационными технологиями».
Компьютерной грамотности учителей и новым возможностям информатизации образования уделяется сегодня особое, повышенное внимание: по словам Премьер–министра РФ Дмитрия Медведева «интернетом и вообще компьютером должен уметь пользоваться любой современный специалист. Более того, я считаю, что, например, если государственный служащий не умеет пользоваться компьютером и не знаком с тем, как вести себя в Интернете, он просто подлежит увольнению, потому что он профессионально непригоден».
Все изменения, которым подлежит система образования в ходе ее модернизации, в первую очередь проецируются на учителя. Как следствие, возрастает глубинная роль профессиональной мотивации учителя: согласно результатам опроса от Дневник.ру и РИА Новости, наиболее важным фактором в работе учителя является «самовыражение в рабочем процессе» (73,2%), далее следуют «уважение и понимание коллег» (приблизительно поровну – около 37,4%), и на последнем месте по количеству ответов стоит материальная сторона вопроса (20,4%).
Работая с детьми, большинство опрошенных осознает, что «формирует сильное поколение и влияет на будущее» (49,7%), подчеркивают важность самореализации и роли учителя как «первооткрывателя» (36,3%). Достаточно формальное отношение к своей профессии выразили лишь 3,6% опрошенных учителей.
Все остальные оказались «счастливы, так как это их призвание» (60,8%), «получают удовольствие от труда и уважения со стороны коллег (35,3%) Примечательно, что социально защищенными чувствуют себя всего 4,8% опрошенных учителей.
При этом на вопрос о смене работы за повышение заработной платы на 10 тыс. руб. «за» и «против» разделились пополам.
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов выступает против повышения зарплат учителей за счет допчасов: «Случается, что повышение заработной платы педагогов происходит за счет увеличения ставок и дополнительных часов. Мы считаем, что это недопустимо».
По словам министра, средняя зарплата учителей в сентябре превысила среднюю по экономике в 30 регионах РФ. В числе лидеров — Москва (прибавка 61%), Карачаево-Черкесия (51%) и Амурская область (35%). По мнению Ливанова, таких результатов удалось достичь за счет новой системы оплаты труда педагогов и введения нормативно-подушевого финансирования.
ФГОС
17 мая 2012 года Андрей Фурсенко в ранге и. о. Министра образования и науки РФ подписал итоговый проект федерального государственного стандарта образования (ФГОС), после чего уже при новом главе Минобрнауки, Д. Ливанове, проект был передан на рассмотрение в Минюст. Важно, что ФГОС должен стать обязательным для российских школ только в 2020 году.
Новый ФГОС предполагает, что в старших классах обязательными будут лишь часть предметов: математика, русский язык и литература, иностранный язык, история (или же «Россия в мире»), ОБЖ и физкультура. Еще три или четыре курса школьники могут выбрать по собственному желанию, но так, чтобы изучать за бюджетный счет не более 37 часов в неделю (сейчас государство оплачивает 36 часов). Все предметы делятся на два уровня — базовый и профильный, для углубленного изучения.
«В новом стандарте нашла воплощение идея вариативного образования, когда каждый ученик ищет индивидуальный путь развития, — заявил «Ъ» психолог, академик Российской академии образования Александр Асмолов. — Раньше школьник должен был по памяти воспроизводить полученные в школе знания, теперь он должен будет мыслить, а не просто вспоминать».
Отношение учителей к новому ФГОС также стало предметом интереса организаторов всероссийского интернет-опроса. Согласно полученным данным, необходимость нововведения понимают, но не приветствуют 42,9% опрошенных, строго положительно к этому относятся 27,1%, строго отрицательно – 21,3%.
Уверены в том, что новый формат придется ученикам по душе, 56,6% учителей; сомнения одолевают 27,3% респондентов. При этом соответствие формата духу времени признают 76,6% учителей, а вот 12,5% считают, что учить детей нужно только в проверенном временем режиме. Примечательно, что почти единогласно все участники проголосовали «против» объединения русского языка и литературы в один предмет.
Безопасность детей в сети
Вопрос информационной безопасности детей в сети стоит в наше время достаточно остро. Всё чаще возникают ситуации, когда подростки посвящают времяпрепровождению в Интернете значительную часть своего свободного времени. Риск попасть на «опасный» для ребенка сайт очень велик, т.к. далеко не все родители уделяют должное внимание настройке фильтров безопасности на домашних компьютерах своих детей. В школах ситуация несколько лучше: как минимум 36 тысяч школ (а это больше половины) пользуются фильтрами интернет-ресурсов, и в 30% случаев при соотвестствующих запросах школьники попадают на страницу-«заглушку».
Примечательно, что на вопрос «Кто должен в первую очередь бороться с вредным контентом, которым изобилует сеть Интернет?» большинство голосов было отдано за вариант «государственные органы» (69,2%). Ответственность родителей подтвердили 53,9% респондентов, а на последнем месте по популярности оказался ответ «Учителя и школа» (15,4%).
Наиболее эффективным способом борьбы с вредным контентом в сети сами учителя считают установку специального софта и программ детского серфинга в сети (67,5%), «пропаганда и воспитательные лекции» набрали чуть меньше половины голосов – 41,8%, следом идет «ограничение времени работы за компьютером (31,2%) и лишь 6% родителей полностью доверяют своим детям и готовы дать ребенку возможность самостоятельно определять, насколько тот или иной сайт опасен. С ними согласен и Премьер-министр Д.А.Медведев: «Нужно самим головы включать, понимая, что полезно, а что никакого толка не имеет. Я так понимаю информационную безопасность».
Определить ресурсы, контент которых бесполезен и даже потенциально опасен для детей и подростков, несложно. К подобным сайтам относятся: порталы непристойного содержания, сайты, разжигающие национальную рознь, онлайн–игры (в том числе виртуальные казино), а также развлекательные проекты сомнительного содержания (за участие в которых нередко взимаются материальные средства) и даже популярные социальные сети – они пользуются особенно высокой популярностью у молодежи.
На сегодняшний день Россия входит в пятерку стран с наибольшим количеством их пользователей (52% россиян имеют персональные аккаунты). По данным РАЭК (Российской ассоциации электронных коммуникаций) большинство пользователей Рунета – это люди от 12 до 24 лет (около 11 миллионов человек).
Содержание популярных социальных сетей не подвергается предварительной модерации, а это значит, что на страницах подобных ресурсов дети могут столкнуться с потенциально опасной для психики информацией, как–то: ненормативная лексика, видеоролики сомнительного содержания и пр. К тому же, большинство социальных сетей, предлагая широкий набор инструментов для общения, не учитывают других потребностей своих пользователей, а именно – потребности в овладении новыми знаниями и творческом развитии личности.
На вопрос «Как Вы считаете, как влияет Интернет на развитие ребенка?» большинство участников опроса согласились с утверждением «Помогает быстро отвечать на все его вопросы, но это не всегда хорошо» (59,7%). Все остальные ответы были получены приблизительно поровну (около 20% на каждый): «Помогает ему во всем – здорово, что есть такой мощный ресурс», «Интернет воспитывает акселератор, это и хорошо, и плохо», «Интернет чаще вредит правильному развитию ребенка».
Если речь идёт о такой возрастной категории, как дети и подростки, следует выделить особенный тип нишевых социальных сетей – это образовательные Интернет–порталы, объединяющие на своей платформе всех участников учебного процесса. На сегодняшний день самым крупным из них является Дневник.ру – это самая крупная образовательная сеть в России: к ней подключены более 24 тысяч учебных заведений. На платформе Дневник.ру школьники могут свободно общаться – то есть пользоваться основным преимуществом «классических» соцсетей. Помимо наличия широкого функционала для общения, участникам Единой образовательной сети предлагается множество инструментов, с помощью которых они могут в интерактивной форме получать новую информацию и всесторонне развиваться. Пользователям доступны красочные презентации по различным дисциплинам, сотни электронных книг – и художественная литература, и пособия учебного содержания, фотографии и видеоматериалы, в интересной форме освещающие различные учебные предметы, образовательные приложения и др.
Важной отличительной особенностью Единой образовательной сети является строгая модерация контента – родители могут не волноваться за потенциально негативное влияние материалов, размещенных на страницах образовательной сети. Таким образом, тематические нишевые социальные сети для определённого круга участников, – в отличие от «классических» социальных сетей, – помогают пользователям развиваться и увеличивать познания в комфортной и безопасной среде.
Многие учителя также всерьез обеспокоены использованием мобильных телефонов во время учебы. Это становится очевидным из статистики ответов на вопрос «Одобряете ли вы идею установки в школах оборудования, которое будет глушить мобильный интернет во время занятий?»: 77,4% учителей ответили положительно.
Электронный документооборот
Согласно распоряжению Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» к концу 2014 года все школы должны будут перейти на электронный документооборот. Споры о том, насколько это «удачная» и своевременная идея, не утихают по сей день.
В своем интервью журналу Forbes основатель и генеральный директор Дневник.ру Гавриил Леви из собственного опыта отметил следующие проблемы, возникающие на пути к этой цели: «неподготовленность – прежде всего моральная – к использованию чего-то нового и нормативная подготовка, которой иногда не бывает, и в итоге получается, что бумажные форматы еще не отменили, а электронные уже хотят внедрять. Это три основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся. В остальном проблем никаких нет, только успешные кейсы».
Действительно, ситуация с переходом на ведение электронных журналов в стране значительно лучше, чем принято считать: уже сегодня электронный документооборот успешно помогает решать одну из наиболее острых проблем российской системы образования – проблему бумажной «бюрократии». Действующий Президент РФ Владимир Путин отметил в одном из своих интервью, что «80% отчётов – это запросы органов управления в сфере образования и подведомственных им организаций, очень часто дублирующие статистическую отчётность и данные федеральных мониторингов».
Минобрнауки также ставит перед собой задачу сокращения отчетности, которую сдают учителя. Дмитрий Ливанов уточнил, что Минобрнауки намерено «отказаться от дублирования запросов», которые идут как с федерального, так и регионального уровней, для чего будет «введена единая информационная система мониторинга систем образования». Необходимость внедрения единого провайдера для ведения электронного документооборота по всей стране подтвердили подавляющее число респондентов всероссийского опроса – 91%.
Таким образом, переход на электронный документооборот – это своевременная мера, необходимость которой подтверждается не только на государственном уровне, но и – в первую очередь – опытным путем. Опрос выявил, что преимуществами электронного документооборота пользуются уже 73,8% школ России. Отношение к внедряемому формату ведения школьных процессов по-прежнему неоднозначное: кто-то из учителей видит в электронных дневниках только плюсы («Мобильность управления информацией (любое место и время)» 63,7%, «Прямая связь с родителями» 58,1%, «Удобный инструмент контроля за работой класса» 41%); кто-то замечает минусы – «двойную работу» и «проблемы со скоростью Интернета в школах» (наиболее часто встречаемые ответы, 63,3%).
Министерство образования и науки РФ предъявляет к электронным журналам особые требования: «электронный журнал должен обеспечивать функции информирования о ходе и результатах учебного процесса (электронного документооборота) либо взаимодействие с информационной системой, реализующей функции электронного документооборота». Важно отметить, что Дневник.ру полностью соответствует этим требованиям – все родители и учителя в Единой образовательной сети имеют доступ в ЭД своего ребенка 24 часа в сутки, 7 дней в неделю через сайт http://dnevnik.ru.
Большинство принявших участие в опросе учителей России всё же согласны с тем, что электронный документооборот становится «стандартом школьной жизни, который нужно принять» (41%) и «комфортным решением вопросов документооборота» (35,6%).
Дневник.ру — бесплатная закрытая система электронного документооборота для учебных заведений, которая совмещает в себе функции для учебы и общения (электронный дневник, классный журнал, расписание, отчётность и пр.) и крупнейший образовательный интернет-проект России. Он охватывает более 24 000 образовательных учреждений и 4 000 000 пользователей из 83 региона РФ. Дневник.ру – резидент Инновационного центра Сколково.
Социальный навигатор – уникальный для России мультимедийный информационный ресурс РИА Новости, созданный специально для потребителей услуг социальной сферы. Ключевыми элементами проекта являются рейтинги организаций и общественных пространств, а также удобный поиск организаций социальной сферы с возможностью посмотреть о них информацию и поделиться мнением.
Комментариев нет:
Отправить комментарий