пятница, 18 июня 2010 г.

ЧТО делать?

Наткнулся в сети на пост новосибирского коллеги, очень понравилось, есть конечно дополнения, но о них пока не буду упоминать! Просто оставлю на ваш суд в оригинальном исполнении
Извечный на Руси вопрос “Что делать?” для всех, кто причастен к школьной информатизации, встает во весь рост в связи с приближением часа Х (01.01.2011).
Предлагаем вашему вниманию размышления на эту тему методиста областного центра информационных технологий Новосибирской области Михаила Александровича Выграненко.
ЧТО ЖЕ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ-ТО?
Частные дружеские рекомендации
по внедрению СПО в деятельность учреждений общего среднего образования
в преддверии 2010-2011 учебного года
Ситуация текущего момента.
Программное обеспечение для среднего образования на базе системы Linux создано, опробовано, и разослано в каждую школу. Так или иначе. Следовательно, доступ к нему у всех, кому надо, и всех, кому интересно (или и то, и другое), имеется. Причем, оно полностью поддерживает учебный процесс в рамках установленных требований и даже более, существует в нескольких вариантах и обеспечено теоретическими, практическими, методическими и справочными пособиями.
По федеральному заданию проведена учёба 7,5 тысяч региональных управленцев и методистов и около 60-ти тысяч представителей каждого ОУ (минимум – по одному от школы) для обеспечения внедрения СПО.
В соответствии с министерскими распоряжениями в каждом ОУ и методических службах на местах должны быть созданы опытные зоны внедрения (минимум – один компьютер), объединённые системой мониторинга цифрового ресурса www.spohelp.ru. Этим же ресурсом обеспечивается информационная, консультационная и методическая поддержка (пока)(*).

Нет сомнений, что всё это федеральным центром делалось и делается неспроста. Потрачены немалые средства. И уже, наверное, не найти такого человека в образовании (из тех, кого касается), кто не знает почему: заканчивается срок договора на приобретение СБППО «Первая ПОмощь». Видимо, что-то надо делать. Ждать «чуда», «манны небесной», возвращения «добрых старых времён», короче говоря, некоей «второй помощи» – неразумно. Подходящая поговорка: надейся на «лучшее», но готовься к «худшему». Кавычки в ней – это моя отсебятина, поскольку как минимум смысл слов в данном случае неочевиден. К тому же педагогический инстинкт подсказывает – надо поспешать: жизнь-то наша идёт не астрономическими, а учебными годами, начинающимися 1 сентября, да впереди – продолжительно-короткий отпуск, в котором хочется забыться и отрешиться.
Что же делать-то? Предлагаю свои размышления об этом. Можно назвать их дружескими рекомендациями, потому как вряд ли частные размышления являются методическим пособием. Но ими можно пользоваться, по крайней мере – принимать во внимание. Я разделил их на три части – учителям, руководителям и методистам – из-за понятных функциональных отличий.
Исходная позиция для размышлений – самый «тяжёлый» и самый распространённый случай – такова (впрочем, другим «случаям» тоже может быть интересно):
учреждению совершенно внове операционная система Linux и СПО в целом;
сотрудники никогда раньше не пользовались этими программами (или не отдавали отчёта в том, что пользуются) и, может быть, даже не слышали о них;
в учреждении нет штатного, выделенного специально для этих целей, сотрудника, обеспечивающего аппаратное и программное обслуживание компьютерной техники, администрирование локальной сети и Интернета;
в учреждении происходит самый что ни на есть «стандартный» образовательный процесс (не гимназия, не лицей и без «уклонов»);
учреждение в ближней перспективе не сможет приобрести проприетарное ПО в необходимом объёме.

Что делать учителю
Прежде всего, имеется в виду учитель информатики, потому что именно в его предмете учебный процесс непосредственно зависит от компьютерного программного обеспечения. Постараюсь предложить то, что я бы делал сам, то, что позволит максимально сгладить потери, уменьшить риски и погасить потрясения. Учителю информатики следует:
К 1 сентября установить на всех рабочих местах, начиная с учительского, 5-ю платформу операционной системы (ОС) AltLinux в качестве второй. На худой конец, можно 4-ю, поступившую летом 2009 г. в составе планового дополнения к «Первой Помощи» («Первая Помощь 2.0»), но в нашем случае новое лучше старого, а учителю информатики всегда надо работать с некоторым амортизационным запасом. Это позволит безболезненно продолжить занятия с 9, 11-ми классами в среде Windows, и встать на новые рельсы с 8, 10-ми. Потери при этом будут минимальны – 2-е полугодие для выпускных классов, к которому будет время подготовиться и подготовить учащихся. Какой дистрибутив 5-й платформы выбрать – это решать учителю, исходя из возможностей и предпочтений. Я рекомендую AltLinux Мастер как систему, в наибольшей степени оснащённую образовательными приложениями (см.Методички по установке второй системы). Однако вполне допускаю выбор аналогичной системы другого производителя: на сегодняшний день это EduMandriva и Edubuntu. Просто AltLinux в наибольшей степени поддержан пособиями и Интернет-ресурсами. С другими вариантами придётся разбираться самостоятельно.
Перед установкой ОС Linux как второй на рабочем месте учителя необходимо подключить к компьютеру всю нужную периферию (принтер, сканер, интерактивная доска и др.). Это позволит значительно облегчить процесс опознания устройств.
Заманчивые серверные и терминальные конфигурации оборудования отложить на потом, они – не для этого учебного года.
Ознакомиться с пособиями, рекомендациями и справочниками по ОС и приложениям и выбрать то, что непосредственно касается учебного процесса, поддерживает учебную программу, хотя бы в наименьшем объёме. Прежде всего, это диск AltLinux с документацией и другие цифровые образовательные ресурсы. Конечно, Интернет ресурсы: сайты разработчиков www.altlinux.ru, http://edubuntu.org/, http://edumandriva.ru/; сайт поддержки www.spohelp.ru; предметный сайт новосибирской открытой образовательной сети «Информатика» и др.
К 1 сентября подготовиться к урокам минимум на 1-ю четверть. При этом полностью сохранить существующую подготовку для выпускных классов и осуществить необходимую трансформацию для других. Как это сделать – предмет творчества учителя. Хорошо бы составить некоторую универсальность подачи материала, расширяющую понимание учащимися мира программного обеспечения. Но при этом помнить, что с января 2011 г. ОС «Первой ПОмощи» должна быть деинсталлирована, и две платформы останутся только на рабочем месте учителя (а это непременно должно быть). Тогда показ универсальности будет возможен лишь в демонстрационном режиме. В помощь к подготовке уроков предлагаю ресурсwww.iiikt.narod.ru.
Подготовить учебные программы по предмету к началу учебного года с опорой на УМК Н. Д. Угриновича – единственный в действующем Федеральном перечне учебников, позиционирующийся как кроссплатформенный. Реально использовать его в этом смысле пока сложно, особенно в практической части. Но формальная его роль незаменима. Другие УМК, более полюбившиеся, можно указать дополнительно.
Сохранить свои учебные материалы (презентации, тесты, раздаточный материал и пр.) в универсальных кроссплатформенных форматах (pdf, djvu). Это позволит уменьшить усилия по подготовке ко многим занятиям по предмету.
Провести аудит ПО на учебных рабочих местах, выявить контрафакт и нелицензионку и заменить по возможности свободными аналогами. Подготовить соответствующую справку руководителю учреждения с обоснованными предложениями о приобретении требующегося в учебном процессе ПО.

Что касается других учителей-предметников, учебные кабинеты которых оснащены компьютерной техникой, то для них ситуация представляется менее жёсткой прежде всего по времени: они могут ещё полгода спокойно использовать лицензию «Первой ПОмощи» до её окончания. Если же у них ОС используемого компьютера предустановлена и приобретена вместе с ним (ОЕМ-версия), то лицензия на неё является бессрочной. Остаётся только подготовить бумажные копии соответствующей документации на рабочем месте (лицензионный договор, копия чека). Проблема может состоять только в приложениях. Следует иметь в виду, что для учителей-неинформатиков использование компьютерных возможностей на уроках не обязательно (хотя и желательно). Но за это время им хорошо бы:
Разобраться, какое прикладное программное обеспечение необходимо для работы. Провести поиск свободных аналогов, желательно, кроссплатформенных на случай, если придётся переходить на ОС Linux. Изучить возможности и особенности такого ПО и, прежде всего, офисного пакета OpenOffice.org.
Выявить ПО, необходимое для поддержки занятий по предмету, свободных аналогов для которого нет. Подготовить справку руководителю учреждения с обоснованными предложениями о его приобретении.
Проанализировать необходимые ЦОРы из «Единого Окна доступа к образовательным ресурсам» и “Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов” на предмет использования в среде Linux – большая часть их представлена в универсальных форматах.
Сохранить свои учебные материалы (презентации, тесты, раздаточный материал и пр.) в универсальных кроссплатформенных форматах (pdf, djvu). Это позволит уменьшить усилия по подготовке ко многим занятиям по предмету, если придётся переходить на ОС Linux.
Изучить возможность запуска ЦОРов из централизованных дисковых поставок в среде Linux с помощью приложения Wine; существуют экспертные оценки, что для 70% таких ресурсов это не составляет проблемы.
Если учебный кабинет оснащён интерактивной доской, изучить руководство к ней в направлении возможности её установки в ОС Linux. При отсутствии такой возможности получить необходимую консультацию с помощью многочисленных Интернет-форумов и служб технической поддержки соответствующих сайтов.

Что делать руководителю
Ни для кого не секрет, что в ОУ всё теперь в руках директора, особенно финансовые средства (какие бы они не были). Но не многие, задумываются о том, что и ответственность возлагается на него же. В полной мере это касается программного обеспечения, задача покупки которого возникает буквально на глазах. Вкратце поясню, что это за ответственность (подробнее см. тут).

Достаточно обнаружить представителю правоохранительных органов одну нелицензионную копию небольшой, но широко распространённой программки (напр., WinRAR или Total Commander), чтобы возникла угроза минимального штрафа в 100 МРОТ (минимальный размер оплаты труда) (= 10 000 руб.). Дальше – больше, не буду приводить подробности административной ответственности в таких случаях (ст. 7.12 КоАП РФ, ст. 1253 ГК РФ). Много это или мало для ОУ, каждый решает сам, но думаю, что по меньшей мере – существенно. Дополню только, что уголовная ответственность наступает при нанесённом ущербе в размере от 250 000 руб (ст. 146 УК РФ). Как быстро она наступает, можно проиллюстрировать ценой текущей версии известного графического редактора Adobe Photoshop – 699$. Если программа установлена на 10-ти компьютерах в учебном кабинете, то это уже около 210 000 руб. Это не табуретки, друзья мои! Деньги – деньгами, но нельзя сбрасывать со счёта и издержки имиджа, речь ведь идёт об образовательном учреждении, призванном нести разумное-доброе-вечное, а вокруг ученики с родителями…
Ответственность директор может разделить в какой-то мере с работником, штатно обслуживающим компьютерную технику в ОУ. Многие ли могут похвастаться наличием такого работника? Если он и есть на самом деле, то наверняка устроен на полставки работника по кухне.
Так что же делать-то? Предлагаю следующее:
Провести аудит программного обеспечения в ОУ и документации, подтверждающей его законность. В проверку можно не включать СБППО «Первая ПОмощь», как изживающий себя. Для этого организовать комиссию по типу материальной сверки, в состав её включить учителя информатики, завуча. Выявить всю нелицензионку в ОУ и по возможности заменить её свободными аналогами.
Оценить потребность ОУ в проприетарном ПО, прежде всего, необходимое количество ОС и офисных пакетов. Определить рабочие места, где невозможно обойтись без такого ПО с учётом имеющихся, возможно, бессрочных лицензий (приобретённых вместе с компьютером). Это, скорее всего, рабочие места секретаря, заместителя по УВР, учителя информатики и бухгалтерия.
Собрать информацию о потребности в ПО учителей-предметников и на других рабочих местах. Комиссионно оценить действительную или мнимую необходимость в каждой программе с учётом консультаций по СПО.
Подготовить и издать приказ об установке ПО в ОУ с приложением перечня по рабочим местам. Довести его под роспись сотрудникам в части, касающейся; провести установку ПО под контролем назначенных лиц; предусмотреть ответственность за несанкционированную установку ПО.
Организовать в ОУ систему управления программным обеспечением, предусматривающую постоянный мониторинг, регулярный аудит, механизм установки, обновления и приобретения ПО.
Только после и в результате всего этого директор может спать немного спокойней (**).

Что делать методисту
Конечно, методисты всех уровней не могут оставаться в стороне. Их традиционная основная задача – помогать учителю – в этой ситуации должна решаться ими в полной мере. Для этого им необходимо осваивать СПО с опережением, чтобы быть готовыми отвечать на запросы учебного дела, руководителей и учителей. Для этого нужно:
Осваивать образовательные приложения ОС Linux и офисный пакет OpenOffice.org, хотя бы на уровне представлений об их возможностях и особенностях. В дальнейшем – как можно более практически.
Осваивать свободные аналоги проприетарного ПО, использующегося в учебной деятельности, прежде всего, кроссплатформенные программы, вести постоянный поиск таких программ.
Осваивать конвертирование файловых форматов из оригинальных в универсальные и программные средства для этого.
Осваивать образовательные дистрибутивы ОС Linux на уровне использования. Постоянно обновлять и расширять представления о мире системного ПО.
Осваивать возможность запуска ЦОРов из централизованных дисковых поставок в среде Linux с помощью приложения Wine, пока не поступили их Linux-варианты.
Осваивать версии образовательных платформ «Хронограф 1С» под ОС Linux.
Осваивать возможности применения интерактивной доски в ОС Linux и особенности её подключения.
Осваивать возможности сайтостроения в ОС Linux и программные средства для этого.
Таким образом, чтó делать – это не проблема. Делать есть чего всегда. Важно хоть что-то из перечисленного делать. Однако отдельные решения или решения представителя одной из указанных образовательных категорий при отсутствии действий других к общему положительному эффекту не приведут. Только продуманная, согласованная совместная деятельность на опережение позволит не прибегать к старинной российской формуле конъюнкции двух А – Авось&Аврал. И тогда не будет надобности обвинять министерство, компьютерные программы или фазы луны в своём неуспехе.
Таким образом, чтó делать – это не проблема. Делать есть чего всегда. Важно хоть что-то из перечисленного делать. Однако отдельные решения или решения представителя одной из указанных образовательных категорий при отсутствии действий других к общему положительному эффекту не приведут. Только продуманная, согласованная совместная деятельность на опережение позволит не прибегать к старинной российской формуле конъюнкции двух А – Авось&Аврал. И тогда не будет надобности обвинять министерство, компьютерные программы или фазы луны в своём неуспехе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий